Двадцать заповедей Гичина Фунакоши

  • Каратэ начинается с рэй и заканчивается рэй.
  • Без надобности не применяй.
  • Применяя, руководствуйся чувством справедливости.
  • Познай самого себя, прежде чем пытаться познать других.
  • Техническое мастерство рождает интуицию.
  • Будь сосредоточен!
  • Небрежность ведет к поражению.
  • Жизнь, это огромное додзе.
  • Каратэ — дело всей жизни.
  • Подходи к каждой проблеме в духе каратэ.
  • Каратэ как кипящая вода, если не поддерживать огонь — остынет.
  • Главное не выиграть, а остаться непобежденным.
  • К каждой ситуации, к каждому противнику свой подход.
  • Секрет победы — в умении вести бой.
  • Пусть твои ноги и руки рубят как мечи.
  • За порогом твоего дома тебя ожидают тысячи врагов.
  • Стойка обязательна только для начинающих.
  • Не допускай ошибок в ката, пригодится в настоящем бою.
  • Действуй всегда с учетом трех факторов: сила, рост, технический уровень противника.
  • Постоянно углубляй свою мысль.

История стиля Шотокан

Каратэ-до представляет собой сложную систему психофизического тренинга и объединяет в себе духовную дисциплину, оздоровительную систему, предмет самообороны и спорт.

Окинавского мастера Гичина Фунакоши (1869-1957) часто называют «отцом японского каратэ-до», поскольку именно он впервые ввел значительные изменения и нововведения в традиционное окинавское каратэ и привнес модифицированное боевое искусство на почву культурных традиций Японии.

КАРАТЭДО

В 1933 г. Фунакоши изменил смысловую концепцию иероглифа «кара» в значении «Великий Китай династии Тан», заменив его созвучным иероглифом «кара», но имеющим значение «пустота, пустой, небо». В новом начертании искусство «китайской руки» превратилось в искусство «пустой руки». Два года спустя в 1935 г. он добавил иероглиф «до» («Путь») вместо «дзюцу» («искусство, техника»). Толкование иероглифа «кара» подразумевало «пустотность» в значении «бескорыстность». «Пустота», таким образом, предлагалась с целью передать смысл внутренней «очищенности» или отсутствия эгоистических устремлений, дабы развивать в себе духовную проницательность:

«Как зеркальная поверхность отражает все вокруг, как в тихой долине слышны самые тихие звуки, так и постигающий каратэ-до должен изгонять из себя эгоизм и злобу, стремясь правильно реагировать на все, что может внезапно произойти».

Это означает «кара» или «пустоту» каратэ-до. Или:

«Истинное каратэ-до заключается в обыденной жизни. Тело и разум должны развиваться и совершенствоваться в духе гуманности. Человек всегда должен быть справедливым».

Поскольку концепция «каратэ-до» предполагает совершенствование тела и разума, их четкую координацию, то провозглашение приоритета физического развития никогда не должно использоваться в контексте каратэ-до, ибо «сутры нужно читать не только глазами, но и душой».

Интуиции нельзя обучить, однако она может проявиться лишь после многих лет упорных тренировок и медитативной работы. Иначе подходить к изучению каратэ-до не имеет смысла.

Смысл «до» заключается в том, чтобы перенести акцент внимания «внутрь» себя на долгом Пути тренировок, медитаций и самопознания, заново воссоздать себя, преодолев собственное несовершенство, в гармоничном единстве с окружающим миром.

Шотокан — самый массовый стиль каратэ-до не только в Японии, но и во всем мире, и относится к четырем крупнейшим, наряду с Вадо-рю, Годзю-рю, и Шито-рю, основан Гичином Фунакоши (1869-1957). Шотокан — в дословном переводе с японского означает «Дом Шото» и под этим названием существует с 1936 г.

ШОТОКАН

Шото — это литературный псевдоним Фунакоши, взятый им со времени пребывания на Окинаве, где он преподавал японский язык в педагогическом училище в г. Сюри, переводится как «сосны и волны».

Красный круг — символическое изображение солнца, — охваченный белым полумесяцем, представляет собой эмблему стиля и означает единство двух противоположных начал мироздания — Ян и Инь — Солнца и Луны.

Шотокан представляет собой вариант адаптированного Сюри-тэ и генеалогически является его прямым наследником, поскольку Фунакоши подверг основательной переработке систему, которую изучал у своих учителей Итосу и Адзато, и сформировал из наиболее эффективных элементов техники и формальных комплексов новую систему, которую он сам называл - «каратэ-дзюцу», лишь позднее, с 1936 г. — «каратэ-до».

История Шотокана начинается с 1917 г., с поездки Фунакоши в Японию, в Киото, где он впервые продемонстрировал технику Тэ в центре традиционных воинских искусств Японии.

В 1922 г. Фунакоши был вновь приглашен в Японию, на общенациональную атлетическую выставку, где он с группой своих земляков подготовил и провел показательные выступления перед широкой аудиторией.

В том же 1922 г. Фунакоши открыл первый клуб каратэ в Мэйсэй Дзюку, общежитии студентов с Окинавы.

В 1924 г. открылся клуб каратэ в университете Кэйо.

К 1926 г. Фунакоши подготовил к изданию книгу под названием «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» или «Закалка тела и духа через искусство защиты каратэ».

В 30-х годах практически во всех крупнейших университетах Японии уже функционировали клубы каратэ-до.

В 1935 г. последователи каратэ всей страны учредили комитет, который создал фонд для строительства первого, независимого Додзе, предназначенного для постижения каратэ. Строительство здания было завершено весной 1936 г. В знак благодарности Мастеру, брусок над входной дверью был украшен тремя иероглифами — «Шо», «То» и «Кан».

В 1949 г. ученики Фунакоши создали официальную организацию «Нихон Каратэ Кёкай» (JKA) — «Японскую Ассоциацию Каратэ» и избрали Фунакоши главным наставником.

Фунакоши провозгласил основополагающий принцип каратэ-до:

«Каратэ Ни Сэн Тэ Наси» — «атака в каратэ не имеет преимущества»

наряду с общефилософским смыслом это девиз содержит и прямой практический смысл, заключающийся в том, что в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и она может быть поражена мощным блоком или контрударом.

Продолжением этой фразы является:

«Каратэ Ва Сэн Тэ Нари», тогда в целом это звучит:

«В КАРАТЭ НЕ НАПАДАЮТ ПЕРВЫМИ, В КАРАТЭ БЬЮТ ПЕРВЫМИ»

т.е. агрессия начинается раньше, но контратака заканчивается еще раньше, чем атака.

В Шотокане особенно серьезное внимание уделяется:

Выработке жесткого баланса, общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек.

Вращательным «щелчковым» движениям бедер в горизонтальной плоскости в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках.

Мышечному балансу, т.е. своевременному и мгновенному включению всех групп мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей) в конечной фазе поступательной траектории движения ударной поверхности, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (если это возвратное движение) или резкой остановкой, благодаря чему возникает импульс от удара или блока, или ударная волна, распространяющаяся вглубь поражаемой поверхности.

Формирование психофизических характеристик адепта идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Погружение в условия жесткой дисциплины и самодисциплины и большой объем физических нагрузок предопределяют разрушение эгоцентризма и призваны развить твердость характера, трудолюбие и гуманность.

Философия Шотокана проста:

Главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств.

В защите — надежность и сила блока, чтобы у противника не возникло желания снова идти в атаку.

Основное оружие — мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную или под обе ноги.

Принцип ударов ногами — «Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной». К тому же удар в голову практически не эффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которого придается решающее значение в стиле. Поэтому последователи Шотокана стремятся поменьше использовать экзотические элементы, предпочитая реализовывать принцип: «Иккэн-Хисацу» («одним ударом наповал»).

Технический комплекс состоит из нескольких разделов:

Кихон (базовая техника). Предназначается для развития двигательно-координативных навыков, развития силы, выносливости и абсолютного подчинения тела разуму.

Кихон-кумитэ (обусловленный базовый поединок). Предназначается для поступенчатого и последовательного освоения и применения базовой техники в произвольном поединке.

Ката (технические комплексы приемов). Формальные, энергетически сбалансированные, ритмизированные, с определенным дыхательным ритмом, включающие моменты концентрации и расслабления упражнения, имеющие исключительное значение.

Уровень технического мастерства определяется системой ученических ступеней — Кю и мастерских степеней — Дан.

Hosted by uCoz